Счастливые люди
О красоте мира
Провела опрос среди нас, сотрудников детского клуба «ЗНАЙЧИКИ»: как часто Вы созерцаете красоту окружающего мира? Ответы девочек неоднозначные..
Друзья, давайте разберёмся, что означает этот процесс — созерцание прекрасного. Что происходит с нами в этот период времени? Мы просто смотрим на красивый объект — что происходит? Поразмышляем на эту очень интересную тему.
- Зрительное восприятие является не только мощным ускорителем всех остальных психических процессов. Оно есть питательная среда для эмоциональных переживаний в моменте. И если мы смотрим на красоту в окружающей обстановке, природе, деятельности человека, — мы испытываем радость, благоговение. Получая созерцательный опыт очарования, мы на какое-то время сбиваем привычные настройки ума. Мы словно заново перезагружаемся, прокачивая свою ресурсность. И чувствуем себя счастливыми! Внутренние границы расширяются, меняется видение, приходит бодрость, настроение, вдохновение..
- Вот «что есть красота?» — это очень сложный вопрос. У каждого из нас свой жизненный багаж, свои стёкла смыслов. Я вижу красивое в увядающем цветке, а кто-то видит наоборот. Я вижу много красоты вокруг (буквально даже под ногами!), а кому-то нужно прям сконцентрироваться хорошенько, чтобы заметить хоть что-нибудь.
- И ещё замечание: те эстетические установки или образцы, которые были внедрены в нашу ментальность через опыт и образование, — насколько они соответствуют нашим внутренним ощущениям красоты того или иного объекта? Над этим тоже нужно внимательно размышлять. К примеру, живопись Ван Гога — действительно ли завораживает меня? Или меня проинформировали? Какой отклик во мне возникает от созерцания «Красных виноградников в Арле»?
- Вернёмся к эмоциональным переживаниям и зафиксируем размышление: прекрасным является всё, при созерцании чего в нас рождается радость и возникает ощущение счастья.
Как воспитать и развить зрительное чувство прекрасного у детей? Через активное привлечение внимания ребёнка к созерцанию природы и животных, через восхищение нерукотворной красотой, через благоговение перед жизнью.
«Я вот с детства интересуюсь муравьями, они очень похожи на нас! У них некоторые достижения материальной культуры больше, чем наши. У них по количеству видов больше домашних животных и растений, чем у нас. Муравейники созданы гораздо более остроумным способом, чем наши города. У них очень длинная эволюция.»
Вячеслав Всеволодович Иванов, антрополог, доктор филологических наук, академик РАН
Рассматривание муравьёв и букашек, травы и листьев, звёзд и облаков, животных и птиц — вот самый крепкий фундамент развития зрительного восприятия и психики и эстетического воспитания маленького человека.
На фото земляника, на которую я любуюсь ежедневно и получаю не только эстетическое удовольствие, но и витаминное). И удод, птица счастья, которую мы ежегодно примерно с мая созерцаем в наших краях.
18 июля 2023 года