Ребёнок не читает
О мотивации
Говорить ребёнку о необходимости чтения сегодня, во время почти повсеместной детской компьютерной и гаджетозависимости, всё равно, что стучать в закрытую дверь.
Какие могут быть варианты достучаться?
Первый вариант. Так было с моим старшим ребёнком. Сейчас ему 18 лет. Мы регулярно дарим ему книги, и он их читает. Не ежедневно, сейчас вообще мало, он студент 2 курса МФТИ: физика, матанализ, программирование и т.д. Своя «литература». Но в школьном возрасте этот ребёнок перечитал всю достаточно объёмную домашнюю детскую библиотеку. Идеальный вариант — самомотивация, потому что нравится читать.
Второй — вариант моей дочери. Ей 16 лет. Читать она в возрасте «началка — седьмой класс» не любила. Вот вообще. Мне, маме-филологу, было очень не по себе (я тогда была молодая и глупая мать): я ж каждые три дня, будучи примерно в таких же летах, в библиотеку бегала за книжками.. Замечу, что вот эти сравнения своих детей с юными собой у родителей совершенно не то, чтобы неуместны, безосновательны, но просто вредны. Мы и наши дети — просто разные. Дочка при всём этом очень любила играть на флейте и т.д., т.е. у неё были свои интересы прекрасные.. И я однажды поняла, что это моё навязчивое желание приучить ребёнка к чтению мало того, что ухудшает наши отношения, но оно ещё и отбивает у неё всякое желание хоть что-то почитать. Я себе тогда сказала: «Надя, отстань со своими книгами уже! Займись собой!» Как говорят в самолёте: сначала маску на себя наденьте, потом на ребёнка. В первую очередь нужно, конечно, самим читать, а ребёнок, видя этот образ читающего родителя, рано или поздно книгу возьмёт.
Но так как я читаю всегда, и в нашем случае это не действовало (кстати, у подростков реакция-протест на уговоры родителей — это норма), то я придумала такую схему: поговорила с учителем литературы, недавно окончившей университет и любимой детьми, объяснила ситуацию, попросила аккуратно через свой, учительский, авторитет, привлечь ребёнка к внеклассному чтению. Не прошло и месяца, как моя Танюша стала читать! Сначала это были сказки Астрид Линдгрен про Пеппи Длинныйчулок, потом «Джейн Эйр» и т.д. Сейчас читает без всякого принуждения. Хороший вариант мотивации — через авторитетного старшего, который любит читать.
Третий вариант. Мой младший 10-летний сын, поколение Z (не погружённый в гаджеты причём). Когда я пыталась ему, крохе примерно 1+, читать сказки, он закрывал мне ладошкой рот и выбрасывал книгу. Ну то есть он мне в первый же год совместной жизни дал возможность оценить ситуацию. Читать он не любит. Он любит рисовать, играть, смотреть мульфильмы, валять дурачка (что тоже важно для ребёнка, я считаю).. Читать? Неет! Мы нашли не очень приличный способ достучаться — карманные деньги. Договорились на летний период: книга примерно на 100 страниц — 150 рублей, потолще — 200, толстая — 250. С пересказом и пониманием прочитанного. Зачитал! Сейчас я ему уже должна..
— Ты мне должна 600 рублей, мамочка!
— Ну что же ты такой меркантильный, тебе же понравилась книга (вчера прочёл «Два брата» Е. Шварца), когда ты начнёшь читать без денег?
— (выразительно глядя мне в глаза) Это бизнес, детка!
Понятно.. ))) Но читает. Не самый лучший вариант мотивации, да, прямо скажем, но результативность есть. Теперь я ожидаю эффективности: когда ребёнок начнёт читать потому, что это интересно. Тогда и карманные деньги постепенно возникнут отдельно от чтения..
25 июля 2023 года