Пушкинский день
Об апгрейде по А.С. Пушкину
В день рождения великого Александра Сергеевича давайте поразмышляем над одним его стихотворением.
О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И Опыт, [сын] ошибок трудных, И Гений, [парадоксов] друг, [И Случай, бог изобретатель] 1829 Итак, распишем "подстрочник". * "О сколько нам открытий чудных..." Стихотворение начинается с восклицания "о сколько" (междометие "о" усиливает эмоционально вопросительное местоимение "сколько"), и мы сразу погружаемся в бесконечное (т.е. сколько? да сколько угодно!) количество чего? "открытий чудных", причём слово "открытий" само по себе вдохновляющее, а Пушкин ещё и усиливает его прилагательным "чудных". Настроение первой строчки жизнеутверждающее, по-детски непосредственное. Интересно, что же там дальше про открытия.. * "...Готовят просвещенья дух..." Пушкин в записке "О народном воспитании" (1826) вот что пишет: "воспитание, или, лучше сказать, отсутствие воспитания есть корень всякого зла. Не просвещению, сказано в высочайшем манифесте от 13-го июля 1826 года, но праздности ума, более вредной, чем праздность телесных сил, недостатку твёрдых познаний должно приписать сие своевольство мыслей, источник буйных страстей, сию пагубную роскошь полупознаний, сей порыв в мечтательные крайности, коих начало есть порча нравов, а конец - погибель. Скажем более: одно просвещение в состоянии удержать новые безумства, новые общественные бедствия". Смотрите, какая расстановка сил: воспитание, просвещение, твёрдое познание против отсутствия воспитания, праздности ума, праздности телесных сил, недостатка твёрдых познаний, своевольства мыслей, буйных страстей, мечтательных крайностей, порчи нравов, погибели. Очень жизненно и сегодня! Но. Пушкин говорит здесь о нисходящей силе, о духе просвещения, т.е. одно дыхание просвещения, а не само даже просвещение, уже готовит тебе чудные открытия. Одно намерение быть просвещённым, образованным, светлым человеком уже делает тебя лучше. Ну потому что ты уже не сможешь не добывать знания! И да, скучно точно не будет! * "...И Опыт, [сын] ошибок трудных..." Опыт рождается из ошибок трудных, т.е. из ошибок, обретённых в труде. Это вторая твоя ступень пирамиды потребностей Пушкина (это шутка, конечно). Но это действительно некий второй уровень готовности принять большую и величественную красоту этого мира. Ты должен захотеть трудиться и совершать ошибки - иначе твоего развития не состоится. Анализируя совершённые ошибки и меняясь, ты прокаливаешь свой внутренний стержень, получаешь богатство жизненного опыта. Кстати, есть родители среди наших знайчиков, которые контролируют каждую букву в домашнем задании ребёнка всю начальную школу. Люди, не надо этого делать! В первом классе поконтролили полгода, ну до весны максимум, и отпустили. Пусть делает ошибки! Пусть он это закаливание ошибками проживёт в началке, наполучается своих грустных двоек-троек, но он в результате сам научится выполнять домашку хорошо и отлично и вас избавит от необходимости учиться заново. * "...И Гений, [парадоксов] друг..." Так, ещё выше поднимаемся в развитии, - уровень "Гений"). Что такое парадокс? Это соединение несоединимого, нестандартный способ мышления (очень хорошо мы детям развиваем этот способ мыслить в нашем клубе), логика бриколажа (от фр. bricolage - "играть отскоком", т.е. пользоваться окольным путём для достижения поставленной цели). И вы почувствовали, как нагнетается градус открытий поэтом? * "...[И Случай, бог изобретатель]" Три слова у Пушкина в одной строке: случай, Бог, изобретатель. Случай как наивысший уровень получения информации. Бог как наивысший и совершеннейший Творец, Создатель Вселенной. Изобретатель как наивысшая форма самовыражения человека, при которой парадоксальное мышление находит практическое применение, улучшая жизни людей. Здесь мы подбираемся к моему любимому вниманию: будучи внимательным, человек легко получает информацию (а это не только поиск в интернете, разные способы получения информации имеются) высокого порядка и, перерабатывая её, создаёт что-то новое, решает некую изобретательскую задачу. Поэтому, чтобы спокойно существовать на этом самом верхнем уровне пушкинской пирамиды (ах, этот Маслоу, всё мне покоя не даёт!)), нужно быть очень внимательным человеком. И я как педагог и мама троих детей рекомендую родителям развивать внимание своё и ребёнка. Друзья, если есть вопросы или комментарии, пишите, пожалуйста. 6 июня 2023 года